buki_v_ruki (buki_v_ruki) wrote,
buki_v_ruki
buki_v_ruki

Categories:

Станцевать хотя б на крышке гроба


Чему явился я свидетелем в прошедший вечер?..

На малой сцене театра Красный факел пара тлела угольков,

В агонии предсмертной, рождая изредка намёки на былой огонь.

И пара сущностей, что представляли здесь обыкновенно случаю,

Две стороны, стоящие друг супротив друга вечно…






01.11.2012 Поздний вечер... Но сон не намерен увлечь меня в свое царство, и перед глазами, как послевкусие, мелькают картины увиденного спектакля «Степ на фоне чемоданов». Задаюсь вопросом: почему герои лирической комедии (как ее позиционирует театр «Красный факел») периодически вытанцовывают джазовые па? Может быть, им так невыносимо легко, что тело само просится в пляс? Или настолько плохо, что тщета всего земного делает ум и сердце невосприимчивым к безысходной действительности и заставляет смеяться над всей серьёзностью и трагичностью их существования.

Ему - 65, и он продает ковры, с сыном общается преступно редко, жена ушла из жизни 3 года назад. Ей – 61, и ей надоел этот город с его жителями и бесконечной рутиной. У нее есть дети, но уже прошёл год, как умер муж.

Наши герои успели пожить взрослой жизнью и даже стать вдовой и вдовцом, однако так и остались в детстве: Герман - мальчик 65-ти лет и Кристина - девочка 61-го года.

Каких-то полвека назад они были цветущими созданиями, бутонами (куколками), обещавшими раскрыться навстречу солнцу и выпорхнуть из самих себя красивейшими бабочками. Сейчас же и кокон уже истлел, и крылья поблекли и ослабли. Но успели ли натанцеваться всласть?


«Вы, денди лысые, седые Антинои,

Вы, трупы сгнившие, с которых сходит лак!

Весь мир качается под пляшущей пятою,

То — пляска Смерти вас несет в безвестный мрак!»,-

эти строки Бодлера из стихотворения «Танец смерти» как нельзя кстати.

Почему бы не сплясать на крышке гроба, что уже маячит и над твоей головой? Помирать - так с музыкой. Танцевать - так со смертью. Но только, на мой взгляд, это стоит делать все же смолоду. Я имею в виду: необходимо помнить о смерти, чтобы по-настоящему радоваться каждому моменту жизни, ибо он последний в своем роде и больше не повторится, а потому ценить нужно каждое мгновение, каждый эпизод.

Жизнь Германа и Кристины пролетела в круговороте дней довольно быстро. Кристина восклицает «Как?!» на замечание Германа, что ему - 65, а ей - 63 года. Помимо вполне понятного возмущения, ведь он прибавил ей целых два года, в её голосе звучат и страх, и некоторая грусть. «Неужели мне уже столько лет?» - как будто бы спрашивает она. Герман и Кристина намерены зажить полной жизнью, без оглядки на условности, от избытка эмоций они танцуют, танцуют, как в последний раз. По-хорошему так жить и так танцевать следует на протяжении всей жизни

Подбор музыки в спектакле меня немало порадовал. RayCharles, ChrisRea, AlanPrice, Edith Piaf…

Так, о чем все-таки был этот спектакль? Какие мысли хотели донести до нас действующие на сцене лица? Взять, к примеру, этих грузчиков. Один из них умудрен опытом, принципиален и честен, ему уже за 50. Другой же не столь благочестив, а быть может, он просто более практичен. Если я попытаюсь говорить объективно, то выйдет, что все они нелепы, и в словах своих, и в поступках. И даже театральностью не могу я это оправдать.

Ничто так не заставляет чувствовать себя живым, как смерть близких. Как ничто не делает любовь и привязанность более явной, чем угроза скорого и бесконечно долгого расставания. Это можно сказать о героях пьесы, которые в скором времени должны были расстаться и возможно навсегда, ибо они уже стары, а она уезжает далеко от него. Это можно сказать и об актерах, которые не могут не чувствовать, что театр в классическом представлении уже перестает существовать.

Когда я узнал, что автор пьесы, по которой был поставлен этот спектакль, Ричард Баер прославился как автор нескольких популярных американских комедийных телесериалов, то меня это не слишком удивило. Пьеса подстать этим сериалам.

В очередной раз убеждаюсь: не уверен в своей оценке увиденной пьесы, прочитай саму пьесу. Если она будет плохой, то таково и её воплощение на сцене театра. Что я и сделал по приходу домой, отсюда и соответствующие выводы.

Пожалуй, единственное, что по-настоящему спасло пьесу, - это музыка, которая сопровождала по ходу действия, весь спектакль, под ручку, словно скучного дряхлого пошлого американского старика. Отмечу, что звучала классика популярной джазовой и около джазовой (не буду углубляться в стили) музыки 3-й четверти 20-го века.

Игра актеров на самом деле также была очень «вкусной». Но я не хочу, чтобы форма преобладала над содержанием. Я не хочу, чтобы язык довлел над смысловой и духовной составляющей. А чтобы подобные пьесы и их постановки не жили длительное время, необходимо говорить об увиденном, прослушанном и, тем более, - о прочитанном. Возможно, тогда шелуха поверхностных эмоций, если они имели место быть, слетит, и пустышка погаснет, а наполненное само себя возвеличит и в наших глазах.

Даниил Плотников,
библиотекарь НОЮБ


Tags: Даниил, культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments